Влияние политики запретов использования мобильных телефонов в школах на ситуацию кибербуллинга в России и за рубежом
Введение. Актуальность проблемы использования мобильных устройств обучающимися в образовательных организациях в разных странах обусловлена возрастающей обеспокоенностью педагогов и родителей из-за их влияния на физическое и психологическое здоровье, академическую успеваемость, социальное благополучие, увеличение рисков интернет-зависимости и кибербуллинга, что влечет за собой принятие управленческих решений в виде запретов и ограничений. Методология и источники. Теоретико-методологической рамкой исследования выступили структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория поколений (К. Манхейм, У. Штраус, Н. Хоув), каждый из которых фокусируется на определенных причинах, мотивах и последствиях запретов использования мобильных телефонов в школах, а также труды отечественных и зарубежных ученых. Основными методами исследования выступили общенаучные методы – обобщение, систематизация и интерпретация. Результаты и обсуждение. На основании результатов проведенного исследования сделан вывод о том, что проблема использования мобильных телефонов в школах является междисциплинарной и затрагивает социальные, медицинские, нормативно-правовые, психологические, социокультурные и управленческие аспекты. Это следует принимать во внимание при введении ограничений разной степени строгости, а также учитывать их последствия для социализации настоящих и будущих поколений детей и молодежи. Автором выделены четыре вида управленческих решений в отношении использования мобильных телефонов в общеобразовательных организациях, как в России, так и за рубежом: стратегия поощрения, стратегия рекомендательного характера, стратегия частичного и полного запрета, проведен их анализ на основе результатов эмпирических исследований и статистических данных. Заключение. Неоднозначность и противоречивость решения проблемы обусловлена трансформационными перестройками института образования, межпоколенческим разрывом, обеспечением безопасности детей и молодежи в условиях возрастания новых угроз и рисков в цифровом обществе, фрагментарной теоретико-методологической и эмпирической базой, размытостью терминологии, слабой сопоставимостью результатов исследований, недостаточным изучением мнения основных стейкхолдеров.
Авторы: Батеева А. А.
Направление: Социология
Ключевые слова: запрет мобильных телефонов, кибербуллинг, школьная травля, общеобразовательная организация, технологии управления, обучающиеся
Открыть полный текст статьи