Социально-антропологическая сущность межформационного перехода к посткапиталистическому обществу в марксистской исследовательской программе
Введение. В статье анализируются социально-антропологические механизмы межформационного перехода от капитализма к посткапитализму, призванные сделать этот переход по возможности менее болезненным для общества. Методология и источники. Социально-антропологическое содержание текущего межформационного перехода впервые было концептуализировано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Дальнейшее исследование этого содержания многими марксистами, неомарксистами и постмарксистами в той или иной мере опирается на исследовательскую программу, заложенную классиками марксизма. Марксистская стратегия разви-тия производительных сил подчеркивает его субстанциальный источник – действительные человеческие индивиды. Анализируя процесс межформационного перехода, невозможно абстрагироваться от развития личности. К преодолению капитализма ведет всестороннее развитие индивидов, осуществляемое через повседневные практики, ведущие к «царству свободы». Результаты и обсуждение. Главным системообразующим источником усложнения производительных сил (и прежде всего самого человека) является развитие такой повседневной практики, как труд. К. Маркс описывает преодоление разделения труда, происходящее во всеобщем труде. Отказ от воспроизводства капиталистических производственных отношений в процессе вызревания всеобщего труда имеет принципиальное значение в свете теории накопления капитала, выдвинутой Р. Люксембург. Согласно этой теории, выживание капитализма зависит от того, насколько успешен процесс коммодификации тех областей человеческой деятельности, которые изначально не были охвачены товарно-денежными, рыночными отношениями. Происходит действие диалектического закона отрицания отрицания: не коммодифицируемое натуральное хозяйство отрицается коммодифицируемыми формами экономики, которые, в свою очередь, отрицаются не коммодифицируемой посткапиталистической экономикой, основанной на всеобщем труде. Заключение. Посткапитализм в своей развитой форме – это полное отсутствие коммодификации. Образцовый посткапиталистический продукт труда бесплатен, нужен строго определенной аудитории, и его невозможно продать широкой публике на рынке. Если все продукты общественного производства станут такими, то болезненный для общества межформационный переход получит свое конструктивное завершение.
Авторы: Лоскутов Ю. В.
Направление: Философия
Ключевые слова: капитализм, посткапитализм, всеобщий труд, коммодификация, личность
Открыть полный текст статьи