Языковые средства реализации коммуникативных стратегий и тактик развлечения в жанре спортивной аналитической статьи

Введение. Утверждение о том, что любой коммуникативный акт прагматически обусловлен и целенаправлен, предопределило новый подход к исследованию речевого поведения, заключающийся в анализе текста с точки зрения его стратегического планирования. Изучение конститутивных для спортивной аналитики стратагемно-тактических характеристик способствует пониманию того, как массмедиа формируют дискурс о спорте. В работе предпринята попытка систематизировать коммуникативные стратегии и тактики, используемые в жанре спортивной аналитической статьи с целью развлечения массовой аудитории, а также проанализировать на базе корпуса текстов комплекс вербализующих их речевых средств. Методология и источники. Методологический аппарат исследования включает приемы лингвистического анализа: корпусный метод, дискурсивный, интерпретативный, семантический, а также элементы количественного анализа. Исследование выполнено в русле прагмалингвистики и опирается на теоретические положения коммуникативной лингвистики и прагмастилистики. Материалом послужил корпус из 110 текстов англоязычных аналитических статей спортивной тематики. Цель работы – выявление и систематизация стратагемно-тактических характеристик жанра спортивной аналитической статьи и языковых средств их реализации. Результаты и обсуждение. Анализ корпуса текстов позволил классифицировать стратагемно-тактические характеристики жанра на основании критерия целеполагания. Достижение развлекательной коммуникативной цели реализуется через стратегии привлечения и удержания внимания читательской аудитории. В рамках стратегии привлечения читательской аудитории выделена коммуникативная тактика наименования, реализуемая посредством таких речевых ходов, как: интердискурсивность, бренднейм и риторический вопрос. В стратегии удержания внимания читательской аудитории выделена тактика диалогизации, осуществляемая посредством разговорной лексики, риторических вопросов и приема объединения, а также тактика создания комического эффекта, осуществляемая высказываниями, отмеченными ироничной тональностью. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют, что коммуникативные стратегии жанра спортивной аналитической статьи характеризуются уникальностью языковой реализации. Набор присущих выделенным стратегиям коммуникативных тактик предопределяет высокую коммуникативную плотность интертекстуальных ссылок, средств интимизации и диалогизации, разговорной лексики, эллиптических конструкций и ироничных высказываний.

Авторы: Павлова К. А.

Направление: Языкознание

Ключевые слова: спортивная аналитическая статья, жанр, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, спортивный дискурс


Открыть полный текст статьи