Особенности создания и потребления музыки в эпоху стриминговых платформ
Введение. В статье обсуждаются особенности современных методов создания и распространения музыки, а также их влияние на формирование музыкальных вкусов и предпочтений у молодежной аудитории. Особое внимание уделено стриминговым сервисам на основе предположения, что их распространенность коренным образом изменяет процесс создания, дистрибуции и потребления музыки. Методология и источники. В качестве источников используются работы современных зарубежных и отечественных специалистов в области социологии музыки, культорологии и масс-медиа. Также анализируются мнения экспертов, занимающихся распространением музыкальных произведений, и музыкальных журналистов. Эмпирическую часть статьи составило анкетирование российской молодежи в возрасте от 17 лет до 21 года. Выбор данной аудитории обусловлен двумя причинами: особая привязанность к музыке обычно фиксируется у молодых людей в силу особенностей их психического и социального развития; прирост аудитории стриминговых сервисов происходит в основном за счет молодой аудитории. Используется теория социальных представлений С. Московичи в том смысле, что оценка представлений респондентов о музыке может рассматриваться как характеристика поколения зуммеров. Результаты и обсуждение. Эксперты отмечают, что в эпоху стриминговых платформ значительные изменения происходят не только в технологиях распространения музыкальных произведений, но и в записи музыки и восприятии ее слушателями. Музыкальные предпочтения формируются искусственным интеллектом, что, с одной стороны, расширяет кругозор слушателя, с другой стороны, ограничивает его в узнавании радикально нового. Теряется связь между слушателем и личностью исполнителя, возникает феномен фейковых артистов, отношение к музыке становится более потребительским, музыкальные произведения подстраиваются под специфику стриминговых платформ. Эти и другие тенденции рассматриваются в зеркале восприятия молодых слушателей. Заключение. Исследование позволило сделать следующие выводы: стриминговые платформы задают основу управления музыкальными вкусами, но пока не формируют их полностью; популярная музыка становится в последнее время менее интересной; популяризация современных музыкальных произведений связана в меньшей степени с изысканностью их звучания или музыкальной составляющей, и в большей – с модными трендами, витриной которых являются социальные сети, предлагающие короткие вертикальные видео.
Авторы: Пашковский Е. А.
Направление: Социология
Ключевые слова: социология музыки, стриминговые платформы, поколение зуммеров, оптимизация музыки, платформизация музыки, фейковые артисты
Открыть полный текст статьи