Исследование ценностей студентов-программистов в контексте идей В. П. Тугаринова (к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета)

Введение. В статье рассматриваются концептуальные идеи В. П. Тугаринова о единстве познания и ценностей, которые отражают целостность познания – оценки – практики. В рамках данных теоретических установок представлены результаты эмпирического исследования человеческого капитала студентов. Методология и источники. Методологические основания исследования формируются как синтез идей вокруг сущностных характеристик ценностей, высказанных В. П Тугариновым, положений теории человеческого капитала Г. Беккера и методологических установок стратегий социологического исследования ценностей В. А. Ядова. Результаты и обсуждение. Первый результата заключается в том, что студенты при-знают как существенную связь получаемых в университете знаний, навыков и умений с системой их ценностей, что подтверждает гипотезу о взаимосвязи человеческого капи-тала и ценностей личности. Второй результат – студенты-программисты фиксируют роль и важность знаний, получаемых преимущественно при изучении предметов социогуманитарного цикла, которые, по их мнению, играют роль ведущего начала в формировании системы ценностей. Заключение. Проведенное исследование показывает актуальность современного прочтения концептуальных идей В. П. Тугаринова относительно связей познания с ценностями и далее с продуктивной деятельностью. В исследовании такие связи выявлены и охарактеризованы по ряду направлений и содержательных элементов, поэтому становится очевидным: любая познавательная деятельность стимулирует и развивает систему ценностей обучающихся.

Авторы: Глухих В. А., Попов Р. Е., Салахутдинов А. А., Дерюгин П. П.

Направление: Социология

Ключевые слова: человеческий капитал, ценности, университеты, образование


Открыть полный текст статьи