К вопросу о систематизации современной терминологии рекламы и паблик рилейшнз

Введение. Динамичное развитие и диверсификация современной публичной сферы, особенно в условиях тотальной диджитализации и медиатизации, требует современной научной рефлексии. В статье предлагаются принципы классификации системы терминов рекламы и связей с общественностью. Цель публикации – продемонстрировать операциональность использования гнездового способа лексикографической фиксации терминов рекламы и связей с общественностью, построенной на классической модели коммуникации понятий Г. Лассуэлла. Методология и источники. Проблемы лексикографии терминов коммуникационной сферы (журналистики, прикладных коммуникаций, медиакоммуникаций) имеют свою научную рефлексию. В статье представляется модель современного словаря рекламы и связей с общественностью, где в основу гнездового принципа положены компоненты модели Г. Лассуэлла. Результаты и обсуждение. В работе предложены основные гнезда (понятийно-терминологические поля) словаря рекламы и связей с общественностью: базовое; субъекты коммуникаций; объекты коммуникаций; коммуникационные инструменты (традиционные и новые); коммуникационные технологии; результаты коммуникаций; коммуникационный продукт. Анализ состава гнезд словаря позволил в качестве классифицирующих признаков терминов словаря выделить дихотомии: по исходной научной дисциплине; по употребительности в тематическом поле; по этимологии; по написанию заимствований; по структуре; по продуктивности словообразовательной модели. Заключение. Описание и классификация терминологии рекламы и паблик рилейшнз выявило ряд проблем описания терминов новых социальных практик и научных дисциплин: границы предмета исследования; принципы отбора источников, специфика лексикографической обработки (от словника к глоссарию и словарю). Работа над словарем может в дальнейшем дать материал для обсуждения ряда собственно лингвистических задач.

Авторы: Кривоносов А. Д.

Направление: Языкознание

Ключевые слова: систематизация терминологии, реклама и связи с общественностью, гнездовой способ, классифицирующие признаки


Открыть полный текст статьи