Развитие российско- монгольского сотрудничества в сфере высшего образования на современном этапе

Введение. Статья посвящена проблеме международных отношений в сфере высшего образования. Цель исследования – рассмотреть развитие российско-монгольского образовательного сотрудничества на современном этапе. Задачами статьи являются: раскрыть роль русского языка как одного из инструментов развития российско-монгольского образовательного сотрудничества; показать особенности продвижения российского высшего образования в Монголии; показать опыт развития российско-монгольского образовательного сотрудничества на примере новосибирских вузов. Методология и источники. Изучение проблемы международного сотрудничества в сфере высшего образования опирается на социокультурный подход. Методологическим основанием выступает концепция образования как «мягкой силы». В работе были использованы следующие методы исследования: социологические методы; фокус-группа; анализ вторичных социологических исследований; сравнение; обобщение. Источниками исследования являются нормативно-правовые документы, на которых основаны российско-монгольские отношения, данные других исследований по теме. Результаты и обсуждение. Наметилась определенная тенденция развития российско-монгольского образовательного сотрудничества, что во многом зависит от намерений региональных вузов, их стремления продвигать образование, язык и культуру по следующим позициям: открытие и финансирование на постоянной основе филиалов; сотрудничество со школами и поднятие статуса русского языка в монгольском образовании; систематическая помощь в методическом обеспечении. Проанализированы данные опросов монгольских студентов, которые показали, что российское высшее образование востребовано среди монгольской молодежи, но необходимо обратить внимание на проблемы социокультурной адаптации монгольских учебных мигрантов. Результаты проведенной фокус-группы также свидетельствуют о проблемах с изучением русского языка монгольскими студентами и выстраиванием коммуникации с российскими студентами. Заключение. На основании полученных данных исследователи приходят к выводу о положительных тенденциях в образовательном сотрудничестве. Однако потенциал российско-монгольских отношений реализован не в полной мере. После пандемии необходимо более активное продвижение российских образовательных программ в Монголии, что позволит обновить подходы к российско-монгольскому взаимодействию в сфере высшего образования. В статье предлагается перечень мероприятий по развитию российско-монгольского сотрудничества, в том числе развитию межкультурной коммуникации и диалога между российскими и монгольскими студентами.

Авторы: Береговая О. А., Боброва А. С., Юрченко М. А.

Направление: Социология

Ключевые слова: российско-монгольское сотрудничество, иностранные студенты, высшее образование, русский язык, трансграничное сотрудничество, международные отношения, мягкая сила


Открыть полный текст статьи