Номинативное поле концепта HAPPINESS в среднеанглийский и новоанглийский периоды

Введение. В статье представлены результаты исследования развития номинативного поля концепта HAPPINESS в диахронии, выполненного на основе толковых словарей английского языка и текстов корпусных баз данных с применением методов корпусной лингвистики. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью теоретических основ изучения эволюции номинаций и компонентов исследуемого концепта и развитием корпусной лингвистики как одного из актуальных способов исследования концептов. Методология и источники. Теоретико-методологическую базу составили исследования в области когнитивной лингвистики Н. Н. Болдырева, Ю. С. Степанова, Е. С. Кубряковой, Е. А. Нильсен, З. Д. Поповой, И. А. Стернина; в области концептологии, в частности эмоциональных концептов, и эмотиологии – Н. А. Красавского, В. И. Шаховского и О. Е. Филимоновой. Эмпирическим материалом исследования послужили тексты корпусных баз данных английского языка, а также статьи толковых и этимологических словарей английского языка. Результаты и обсуждение. С помощью метода построения номинативного поля, описанного З. Д. Поповой, И. А. Стерниным, и использования материала толковых словарей среднеанглийского и современного английского языка выявлено ядро концепта HAPPI-NESS. На основе текстов корпусных баз данных с применением методов корпусной лингвистики, а также составленной автором модели поиска коллокаций выявлены периферийные компоненты номинативного поля исследуемого концепта. На основе анализа найдены предполагаемые изменения в составе номинативного поля концепта в диахронии. Заключение. В заключении представлены выводы, сформированные по результатам анализа номинативного поля концепта HAPPINESS, и выдвинуты положения о характере развития рассматриваемого концепта в диахронии.

Авторы: Нильсен Е. А., Окулова Е. А.

Направление: Языкознание

Ключевые слова: диахронический подход, эмоциональный концепт, концепт HAPPINESS, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика


Открыть полный текст статьи