Неоинституциональный подход как методологическая основа исследования феномена корпоративного гражданства

Введение. Тектонические сдвиги в экономической, социальной, политической системах становящегося информационного общества актуализируют исследования сущностных оснований института гражданства. Научная новизна статьи состоит в выделении перспектив неоинституционального подхода и теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса в качестве методологической основы изучения феномена корпоративного гражданства в условиях медиатизации. Методология и источники. Неоинституциональный подход и теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса используются в качестве методологии исследования. В данном контексте гражданство рассматривается не в качестве статусно-правовой характеристики, а как социально-политический феномен, отражающий активные характеристики субъекта. Эмпирическую базу анализа составили открытые нефинансовые отчеты российских компаний, входящих в российскую сеть Глобального договора ООН (UN Global Compact Network) и имеющих разработанные масштабные социально ориентированные программы в рамках корпоративных стратегий устойчивого развития, а также корпус экспертных интервью со специалистами данной сферы. Результаты и обсуждение. В информационном обществе в результате развития шестого технологического уклада с его акцентом на наукоемкие отрасли и гибкие системы управления под влиянием углубляющейся медиатизации происходит становление социально-политического феномена корпоративного гражданства, структурную основу которого составляют ценностно ориентированные коммуникативные фигурации. В результате проведения эмпирического исследования выделены ключевые особенности формирования модели российского феномена корпоративного гражданства. Заключение. Развертывание сетевых структур в обществе актуализирует переход от бюрократической логики институциональной структуры индустриального этапа развития к коммуникативной рациональности социально-политического проектирования. Коммуникативные фигурации, сформированные корпорациями-гражданами, с позиций неоинституционального подхода являются структурным базисом для социализации представителей местных сообществ, а также влияют на приобретение корпорациями субъектности в системе политических коммуникаций.

Авторы: Шарахина Л. В.

Направление: Социология

Ключевые слова: корпоративное гражданство, социальный институт, коммуникативное действие, коммуникативная фигурация, медиатизация


Открыть полный текст статьи