Пространство детского мира: проблема трансформации

Введение. Пространство детского мира эволюционирует вместе с представлениями человека о самом себе, окружающем мире, c развитием научно-технического прогресса. Цель данного исследования – описание трансформации пространства детского мира, изменение социокультурного положения ребенка через обретение им личного физического пространства наравне с открытием его внутреннего психического мира. Актуальность определяется усложнением пространственных координат детского мира, связанных с цифровизацией детства. Научная новизна заключается в попытке систематизировать научные знания в описании пространства детского мира и дать им оценку с точки зрения современного социокультурного состояния. Методология и источники. Методологической базой работы является культурфилософский анализ. В качестве философского осмысления проблемы пространства были использованы труды Г. Башляра, А. Лефевра, М. Фуко и других авторов. Культурологический и этнографический анализ феномена детства, проведенный в работах Ф. Арьеса, Ж. Дюби, М. Мид, К. Леви Стросса, способствовали осмыслению пространства детского мира и проблеме его трансформации. Результаты и обсуждение. Пространство детского мира связано с комбинацией раз-личных социокультурных факторов, изменяющихся на протяжении исторического времени. Это пространство открывается в глазах взрослого с проявлением интереса к детским переживаниям, внутреннему психологическому устройству ребенка. Огромное значение в трансформации пространства детства происходит в момент обретения ребенком собственного «места» в доме. Традиционное расширение пространства детского мира (дом–улица–город–страна-мир) в современности обретает еще одно измерение – виртуальности. Заключение. Эволюция социокультурного положения ребенка в обществе зависела от специфики представлений о правилах поведения, от общественных привычек, ритуальных практик. Долгое время пространство детского мира воспринималось как принципиально иное по отношению к пространству взрослого, выносилось за его рамки. Цифровизация детства предоставила миру новые опасности, связанные с рисками нахождения ребенка в неподконтрольных взрослому виртуальных пространствах.

Авторы: Юрьева А. В.

Направление: Философия

Ключевые слова: пространство, детство, жизненное пространство, портретный жанр, цифровизация, виртуальность


Открыть полный текст статьи