Репрезентация перцептивного события в интервью с художником

Введение. Цель настоящей статьи – рассмотреть языковую актуализацию в дискурсе интервью основных характеристик зрительного восприятия художника. Актуальность работы обусловлена ее включенностью в контекст современных антропоориентированных исследований познания мира творческой личностью. Новизна работы со-стоит в том, что впервые в рамках комплексного лингвокогнитивного подхода процесс восприятия мира англоязычным художником рассматривается как событие, что позволяет наиболее полно проанализировать его специфику. Методология и источники. Методологической базой исследования послужили работы лингвистов-когнитологов Л. В. Лаенко, И. Ю. Колесова, психолога В. А. Барабанщикова, выявляющих отличительные характеристики перцептивного образа и обосновывающих целесообразность рассмотрения восприятия как события. Материалом исследования стали интервью с англоязычными художниками из интернет-версий га-зет, посвященных жизни и деятельности современных мастеров. Используются методы лексико-семантического, фреймового, контекстуального и прагмалингвистического анализа. Результаты и обсуждение. В работе раскрываются особенности зрительного восприятия мира современными англоязычными художниками, которые находят репрезентацию в дискурсе интервью. Выявлена многомерность субъекта восприятия, раз-личные способы его представленности на вербальном уровне: как наблюдателя-деятеля и как «закадрового» наблюдателя. Показана специфика зрительного восприятия мира художником как перцептивного события, обладающего пространственно-временными координатами и такими значимыми характеристиками, как динамизм, мотивированность, фокусность, эмоциональная маркированность. Денотативная ситуация перцепции актуализируется в английском языке личными местоимениями, предикатами активного действия, перцептивными предикатами, экзистенциональными конструкциями, фразовыми глаголами, предикатами изменения состояния. Важной особенностью творческого восприятия окружающего мира художником является формирование в его сознании необходимости репрезентировать возникающий перцеп-тивный образ посредством живописных знаков, в результате чего данный перцептивный образ получает дальнейшее развитие, становится основой для создания художественного образа, получающего воплощение в живописном произведении. Заключение. В интервью с художником находит экспликацию сложный процесс по-знания мира творческой личностью, в основе которого лежит перцептивное событие. Зрительное восприятие репрезентируется художником как направленная деятельность, которой нужно учиться и которая требует определенных усилий и мотивации. В результате перцептивного события, которое проживает художник, формируется художественный образ, находящий актуализацию в произведении искусства.

Авторы: Петухова Т. И., Чупахина А. О.

Направление: Языкознание

Ключевые слова: зрительное восприятие, перцептивное событие, перцептивный процесс, событийный фрейм, субъект восприятия, эго-пространство художника


Открыть полный текст статьи