Науки о человеке: еще один опыт обоснования социогуманитарного знания

Введение. Поднимается проблема методологических оснований социогуманитарного знания. Установившееся со времени конституирования социальных и гуманитарных наук мнение о том, что существуют принципиальные различия в методологии естественно-научного и социогуманитарного знания стало восприниматься как аксиома. Такое положение не способствовало созданию адекватной теории, которая могла бы в достаточной мере реализовать объяснительную и прогностическую функции науки в этой сфере. Методология и источники. Препятствиями в создании адекватной методологии исследований человеческого бытия является неверно понятый тезис о специфике социогуманитарного знания и неадекватное понимание природы его объекта. Единство критериев и стандартов научного исследования в естественных и социогуманитарных науках достигается на базе постнеклассической модели науки. Источником нового подхода к формированию методологии социогуманитарного знания может служить концепция научных парадигм, разработанная В. С. Степиным. Результаты и обсуждение. Классическая модель научного исследования полагала противоположность метода естественных и социогуманитарных наук на основании противоположности способов освоения объектов исследования: чувственными сред-ствами и интеллигибельным. На этом пути, действительно, невозможно совмещение критериев и стандартов науки применительно к естественно-научному и социогуманитарному исследованиям. Заключение. В основе постнеклассической модели науки лежит понимание исследовательского объекта с точки зрения его структуры. Это позволяет рассматривать феномены человеческого бытия как обладающие единой природой с объектом естество-знания, так как они имеют сложную системную природу и относятся к саморазвивающимся объектам.

Авторы: Плебанек О. В.

Направление: Философия

Ключевые слова: методология, социогуманитарные знания, номотетизм, феноменализм, постнеклассическая парадигма, системность, апофатический подход


Открыть полный текст статьи