«Человек, ищущий веру в Бога» С. Кьеркегора как культурно-антропологический тип

Введение. В статье предпринимается попытка представить образ «человека, ищущего веру в Бога» Сёрена Кьеркегора в виде культурно-антропологического типа, самостоятельно выстраивающего опыт самопонимания в измерении своего собственного существования. Методология и источники. В работе используются следующие источники: произведения С. Кьеркегора «Страх и трепет», «Евангелие страданий», «Болезнь к смерти»; работы дореволюционных и современных отечественных авторов Л. И. Шестова, Н. А. Бердяева, Б. Э. Быховского, П. П. Гайденко, С. С. Хоружего, Е. Н. Левичевой, В. А. Подороги, В. Д. Губина, К. В. Зенина, Л. А. Клюкиной; тексты зарубежных ученых У. Хуббена, Т. В. Щитцовой. В ходе исследования и описания опыта становления человека в «движении веры» Кьеркегора использовались идеи оригинального феномено-логического подхода М. К. Мамардашвили. Результаты и обсуждение. В статье демонстрируется, что именно поиск веры, а не сама вера, является целью философии Кьеркегора и смыслом его существования, так как только в таком «движении веры» у человека появляется возможность реализовать свое внутреннее во внешнем, т. е. встретиться с самим собой, ищущим Бога. Примером такого воплощения, по Кьеркегору, является образ Христа. Посредством символа Христа человек может осмыслить бессмертие души как метафизическое измерение человека. В контексте феноменологического подхода Мамардашвили автор статьи показывает, что понимание символа Христа как реализации человеком себя во всей полноте своих сил может интерпретироваться как опыт различения в области сознания символов времени и вечности. Сама ситуация понимания различения времени и вечности и необходимости выбора между ними обозначается в статье понятием «динамической вечности», которое эквивалентно понятиям «движение веры», «мгновения» Кьеркегора. Заключение. Автор приходит к выводу, что в ситуации постмодернизма, когда современный человек остро переживает утрату такой фундаментальной ценности, как автономная индивидуальность, а в культуре происходит разрушение личностного начала, что приводит к дегуманизации и дезинтеграции общества, образ «человека, ищущего веру в Бога» С. Кьеркегора может использоваться в качестве ориентира в деле построения индивидуального опыта мышления и обретения целостности личности.

Авторы: Клюкина Л. А.

Направление: Философия

Ключевые слова: абсурд, вера, вечность, время, культурно-антропологический тип, Мераб Мамардашвили, Сёрен Кьеркегор


Открыть полный текст статьи