Мем-дискурс как объект лингвокогнитивного моделирования

Введение. Цель настоящего исследования заключается в получении нового знания о мем-дискурсе на основе реконструкции лингвокогнитивной модели актуальных для интернет-коммуникантов свойств и характеристик мемов. Методология и источники. Для реконструкции модели мем-дискурса авторы используют метод лингвокогнитивного моделирования в сочетании с техникой фрагментации ответов респондентов и введения такой единицы измерения полученных данных, как мотивировочная экспликация. Модель мем-дискурса построена на основе ответов 100 студентов АлтГТУ им. И. И. Ползунова на открытый вопрос: «Почему вы используете мемы при общении?». Выбор респондентов обусловлен тем, что они обучаются на факультете информационных технологий и являются продвинутыми интернет-пользователями. Результаты и обсуждение. Мотивировочные экспликации интернет-коммуникантов служат языковым материалом для выведения когнитивных оснований использования мемов. Самым значимым когнитивным основанием для использования мемов коммуникантами является результативность их воздействия (47,3 %). Второе по значимости когнитивное основание связано с продуктивностью общения посредством мемов: они помогают устанавливать и поддерживать коммуникацию (20,9 %). Третьим основанием становится функциональность мемов, облегчающая передачу контента (17,1 %, четвертым – формат мемов как наиболее подходящий для передачи мыслей и чувств (14,7 %). Опираясь на концепцию дискурса, предложенную Т. ван Дейком, в сочетании с реконструированной с учетом когнитивных оснований моделью свойств и характеристик мемов, авторы раскрывают специфику природы мем-дискурса. Заключение. Основной концептуальный вывод относительно мем-дискурса заключается в том, что, будучи сложным коммуникативным явлением, он предстает как важный для его участников компонент социокультурного взаимодействия, поскольку и целью, и результатом этого взаимодействия является создание позитивного социального контекста. Его поддержание и сохранение осуществляется посредством достижения взаимопонимания между коммуникантами, которые стремятся находить общие точки соприкосновения, передавая свои мысли в «упаковке» из положительных эмоций. Таким способом коммуниканты продуцируют мем-дискурс как актуальный референциальный контекст для трансляции фрагментов своей картины мира.

Авторы: Рогозина И. В., Бухнер Н. Ю.

Направление: Языкознание

Ключевые слова: мем-коммуникация, мем-дискурс, лингвокогнитивное моделирование, лингвокогнитивная модель, экспериментальное исследование


Открыть полный текст статьи