Репрезентация инвалидов в федеральных СМИ (по материалам контент-анализа)

Введение. Репрезентация людей с инвалидностью позволяет повлиять на формирование образа в общественном сознании. СМИ играют значимую роль в формировании ре-презентации инвалидов, что влияет на оценку, восприятие, оценочные суждения об инвалидах, которые долгое время строились некорректно, стереотипно, не способствовали интеграции, противоречили социальной политике, проводимой государством. На основании проведенного исследования авторы отметили нейтральный характер подачи материалов в печатных изданиях, использования термина «инвалид», что соответствует правозащитной модели инвалидности, репрезентации через материалы, связанные с социальной политикой государства и благотворительностью. Методология и источники. Методология исследования сформирована на основе понимающей социологии, структурного функционализма, феноменологии и современных теорий коммуникации. В статье использованы идеи М. Вебера, Т. Парсонса, Н. Лумана, Г. Лассуэлла, Д. П. Гавры, М. Хайдеггера и Е. Ярской-Смирновой. Основным методом исследования выступает качественный контент-анализ статей федеральных СМИ. Результаты и обсуждение. Проведенное исследование позволило выявить доминирующие представления об инвалидах и сформулировать рекомендации по изменению характера репрезентации инвалидности и образа инвалида. Образ инвалида строится на основе медицинской модели инвалидности и стереотипах, основанных на восприятии через жалость, жертвенность, беспомощность. Преобладание подобных материалов в информационном поле может формировать в сознании общества негативный образ людей с инвалидностью как людей беспомощных и являющихся обузой. Необходимы увеличение количества материалов в СМИ, повествующих о достижениях инвалидов, а также формирование системы мониторинга, которая позволит отслеживать соблюдение прав инвалидов в СМИ. Заключение. На основе сравнительного анализа авторского исследования и материалов других авторов сделан вывод о стагнации репрезентации людей с инвалидностью в федеральных СМИ, что является социальной проблемой. Для ее решения необходимs более частое использование образа инвалида как самостоятельного актора и популяризация тренда на инклюзию в обществе. Представлены дальнейшие варианты изучения репрезентации инвалидов в медиа.

Авторы: Рочева Я. С., Шавонин А. Л., Шадрин А. А., Шевердина С. В.

Направление: Социология

Ключевые слова: инвалиды, образ инвалида, репрезентация, контент-анализ, федеральные СМИ


Открыть полный текст статьи