Виртуальный социальный капитал молодых ученых

Введение. Статья посвящена изучению того, как ученые формируют в Интернете свой социальный капитал. В академической среде всегда высоко оценивалось его значение, однако тема «оцифровки» социального капитала остается слабо раскрытой в современных исследованиях. Цель статьи заключается в том, чтобы оценить опыт формирования виртуального социального капитала молодыми учеными. Методология и источники. Методологической базой для исследования стали работы «классиков» в области социального капитала (П. Бурдье, Р. Патнема, Дж. Нахапиета) и тех современных ученых, кто сейчас формирует теорию виртуального социального капитала (Н. Эллисон, С. Стейнфилд, С. Лэмп) и закладывает принципы его измерения (К. Лин, Д. Уильямс, С. Чиу). Опрос методом анкетирования был проведен в январе–апреле 2022 г. Эмпирической базой стало исследование молодых ученых НГТУ (аспиранты, кандидаты наук до 35 лет, доктора наук до 45 лет и сотрудники без степени до 35 лет, занимающиеся научно-исследовательской или научно-педагогической деятельностью). Выборочная совокупность при N = 361 составила 186 респондентов. Тип выборки – стратифицированная, с квотированием по факультетам. Результаты и обсуждение. Результаты исследования показывают, что молодые ученые в большей степени переносят в онлайн-среду паттерн офлайн-поведения, где в академических сообществах важны научные достижения и академические связи. Респонденты формируют виртуальный социальный капитал закрытого типа, переносят в интернет-пространство существующие сети академических связей, в большей степени используют академические интернет-платформы для самопрезентации и поиска информации, демонстрируют асимметричную модель поведения, игнорируя нормы взаимности при распределении ресурсов внутри социальной группы. Заключение. При всех технологических возможностях, социальных предпосылках и ожидаемых выгодах от формирования виртуального социального капитала молодые ученые с осторожностью и не в полной мере реализуют имеющийся в интернет-среде потенциал для его увеличения и использования в научной деятельности.

Авторы: Поддячая Е. А.

Направление: Социология

Ключевые слова: виртуальный социальный капитал, молодые ученые, академические социальные сети


Открыть полный текст статьи