Региональные особенности формирования преподавательского персонала системы высшего образования

Введение. Целью исследования была оценка доли профессорско-преподавательского персонала с различным стажем работы на педагогических должностях в высших учебных заведениях в общем числе преподавателей в организациях системы высшего образования в каждом из регионов России. Научная новизна связана с анализом пространственных аспектов формирования преподавательских коллективов организаций высшего образования с учетом педагогического стажа работников. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью снижения сложившихся диспропорций в кадровом персонале вузов и привлечения к преподавательской деятельности молодых ученых. Методология и источники. В исследовании использовалась официальная статистическая информация о стаже работы преподавателей вузов по 82 регионам России в 2020 году. Авторский методический подход основывался на использовании в качестве математических моделей функций плотности нормального распределения. В ходе работы были определены показатели, характеризующие долю преподавателей, относящихся к пяти группам по стажу педагогической работы. Результаты и обсуждение. Результаты исследования показали: примерно каждый четырнадцатый преподаватель имел педагогический стаж менее пяти лет, каждый девятый преподаватель работал на таких должностях от пяти до десяти лет, каждый седьмой преподаватель работал на таких должностях от десяти до пятнадцати лет, каждый пятый преподаватель работал на таких должностях от пятнадцати до двадцати лет. Доказано, что число преподавателей со стажем работы до двадцати лет со-ставило 52 % и было немного больше, чем число преподавателей со стажем работы двадцать и более лет. Проведенный анализ показал наличие определенной дифференциации значений рассматриваемых показателей по регионам. Заключение. Предлагаемый методологический подход и полученные результаты обладают оригинальностью и научной новизной. Они могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при разработке мероприятий по формированию преподавательского персонала организаций высшего образования.

Авторы: Пиньковецкая Ю. С.

Направление: Социология

Ключевые слова: система высшего образования, кадровый менеджмент, стаж преподавателей, профессорско-преподавательский персонал, высшие учебные заведения, региональная дифференциация, функции нормального распределения


Открыть полный текст статьи