Научно-образовательные центры мирового уровня как драйверы формирования человеческого капитала россиян: социологический анализ проблемного поля (к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета)

Введение. Рассматриваются научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ МУ) как особые социальные организации, формирующие один из перспективных социальных институтов России. НОЦ МУ становятся одной из реальных возможностей достижения синергетического эффекта в формировании человеческого капитала. Они анализируются как аналоги мозговых центров, динамично действующих на Западе и набирающих силу в странах Востока. Методология и источники. Методологическую основу исследования составили принципы анализа социальной институционализации, позволяющие изучать деяяельность НОЦ МУ как складывающегося нового социального института. Другая часть методологических принципов касается рассмотрения человеческого капитала как связанного с ценностно-мотивационными установками личности. Эмпирическую базу составили данные открытой печати о структуре и проблематике деятельности, результаты авторских эмпирических исследований и экспертных интервью с руководителями НОЦ МУ. Результаты и обсуждение. Результат первый заключается в фиксации и анализе направлений и ориентаций деятельности НОЦ МУ, которые на нормативном уровне формируют общую систему маршрутов и стратегий их развития. Второй результат исследования фиксирует векторы обращения деятельности НОЦ МУ в направлении формирования человеческого капитала россиян в регионах. Данные этого результата получены в итоге обобщения материалов авторского эмпирического исследования одного из действующих университетов, включенного в состав НОЦ МУ. Еще один результат исследования, полученный в итоге экспертных интервью с руководителями и менеджерами двенадцати НОЦ МУ, показывает проблемное поле институционализации этих центров. Заключение. НОЦ МУ как специфический социальный институт проходят стадию своего становления. Для активизации человеческого капитала регионов потребуются дополнительные усилия и потенциалы, разработка и внедрение современных методологий и технологий образовательной деятельности и информационной работы, в частности, со студенческой молодежью. Существующий разрыв между ценностно-мотивационными структурами и исключение их из системы анализа человеческого капитала научно несостоятелен, а в практическом смысле негативно сказывается на реальной деятельности.

Авторы: Попов Р. Е., Баруздин И. А., Салахутдинов А. А., Дерюгин П. П.

Направление: Социология

Ключевые слова: научно-образовательные центры мирового уровня, человеческий капитал, ценности и мотивации


Открыть полный текст статьи