Особенности и перспективы российского образования: специфика социально-философской рефлексии

Введение. Цель статьи – выявление в российском образовании его особенностей и перспектив, что представляется возможным через исследование образовательных целей, ценностей, идеалов в философско-аксиологическом освещении и рефлексию современных социокультурных реалий как отображение перемен в образовательном пространстве. Методология и источники. Главные ценности и цели образования анализируются с помощью аксиологии образования, опирающейся на методологический каркас традиционных категорий «образование как ценность» и «ценность образования». Обсуждается проблема выработки нового понятия «образовательный идеал» с целью создания инновационной идеи, содержащей в себе созидательный смысл, который имеет конструктивное значение для переориентации общественного и индивидуального со-знания в признании субъектности образования и субъектности в образовании, основанных на принципе самостоятельной институционализации индивида. Результаты и обсуждение. Социокультурный процесс качественных изменений феноменологии общественно-индивидуального самосознания касается в большей степени ценностных координат: массовизации и индивидуализации (персонализации) образовательного пространства, обусловленных пониманием «образования как ценности» (всеобщий уровень) и «ценности образования» (индивидуальный уровень); свободной ценностно-ориентированной институционализации и эффективности для всех в понимании того, что достаточность или недостаточность образования определяет сам индивид. Идеальная матрица общественных и индивидуальных ценностных устремлений в получении образования концентрируется на проблеме представлений об образовательном идеале как философско-аксиологической рефлексии. Образовательная модель современного человека, обусловленная структурой и характером взаимоотношений образования с государством, производством, наукой, культурой, семьей и другими общественными рекреациями, в большей степени ориентирована на принцип свободной институционализации индивида. Заключение. Конструктивная переориентация субъектности в образовании с государственно-образовательной парадигмы на свободную институционализацию индивида в образовательном пространстве реальна в рамках обсуждения и новой интерпретации категорий «образование как ценность» и «ценность образования».

Авторы: Яковлева И. В.

Направление: Философия

Ключевые слова: аксиология образования, образование как ценность, ценность образования, образовательный идеал, самостоятельная институционализация


Открыть полный текст статьи