Семантико-когнитивный анализ концепта PANDEMIC (на материале англоязычных медиатекстов)

Введение. Цель данного исследования состоит в проведении последовательного семантико-когнитивного анализа концепта PANDEMIC на материале актуальных медиатекстов периода пандемии. Актуальность исследования лингвокогнитивной репрезентации концептов кризисного дискурса пандемии не вызывает сомнений, поскольку события и явления кризисного периода находят непосредственное отражение в когнитивных единицах, при помощи которых в общественном сознании конструируются определенные образы и, как следствие, происходит формирование общественного мнения по ключевым социально значимым вопросам. Методология и источники. При построении номинативного поля PANDEMIC применялись методы дискурсивного и концептуального анализа, включая обращение к анализу словарных дефиниций и синонимических рядов, а также интерпретативный анализ контекста на материале медиатекстов англоязычных периодических изданий в период с марта 2020 г. по январь 2022 г. Настоящая статья представляет собой фрагмент масштабного исследования, посвященного комплексному лингвокогнитивному анализу кризисного дискурса пандемии. Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования концепта PANDEMIC были выявлены многочисленные когнитивные признаки. Ядро концепта в рассмотренном материале составляют два признака: вред для здоровья и распространение на обширные территории. В состав ближней периферии концепта вошли следующие когнитивные признаки: побуждение и принуждение к вакцинации; использование средств индивидуальной защиты; социальная изоляция или введение карантина; борьба с инфекцией. Дальнюю периферию концепта PANDEMIC составляют признаки: страх и тревога, вызванные вирусом; отрицательное влияние пандемии на бизнес и мировую экономику; положительное влияние пандемии на бизнес и мировую экономику; изменение привычного уклада жизни. Заключение. Семантико-когнитивный анализ позволяет осуществить поэтапный переход от семантики единиц языка к содержанию концепта. Границы интерпретации когнитивной единицы и конструирования образа пандемии существенно расширяются посредством анализа стилистических и фразеологических единиц, составляющих образный слой и интерпретационное поле концепта.

Авторы: Коровина Е. В., Степанова Н. В.

Направление: Языкознание

Ключевые слова: концепт, когнитивные признаки, семантико-когнитивный анализ, ядро, периферия, пандемия, коронавирус, образ кризиса


Открыть полный текст статьи