Профессиональная деятельность инвалидов как фактор развития образования в инклюзивном социуме

Введение. Рассматривается проблема образования и профессиональной деятельности людей с инвалидностью. Реализация идей инклюзивного образования может быть успешной, если будет учитываться опыт лиц с инвалидностью, продуктивно построивших свою профессиональную траекторию и активно участвующих в общественных, образовательных, социокультурных и других инициативах современного социума. Методология и источники. Проблема профессионально-творческой реализации людей с инвалидностью рассматривается в русле социально-образовательного подхода, предполагающего необходимость интеграции инвалидов во все сферы современного общества, а также в русле экологического подхода, рассматривающего проблему качества жизни людей с инвалидностью. Статья опирается на работы таких авторов, как О. С. Андреева, А. В. Грузинцев, М. А. Дымочка, А. А. Кирилловых, С. Н. Каштанова, В. А. Кудрявцев, С. С. Лебедева, Н. Т. Селезнева, А. В. Чердакова, а также на материалы 25 научно-практических конференций (1994–2020 гг.). В исследовании применялись контент-анализ массива 1553 статей по материалам конференций, а также метод кейс-стади. Результаты и обсуждение. В процессе оценки массива публикаций авторы сделали вывод о том, что люди с инвалидностью, активно участвующие в профессиональной деятельности и общественной работе, отразили многие аспекты проблемы инклюзивного образования. Теоретико-практические выводы и примеры, приведенные в кейс-стади, показали, что особенно удачным представляется опыт инвалидов, работающих в социально-культурной и образовательной областях, развивающих инклюзивные возможности инвалидов с помощью передовых цифровых технологий. Анализ профессиональной деятельности людей с инвалидностью позволил сделать вывод о том, что ее смысл и суть связаны с формированием инклюзивного социума. Заключение. Авторы делают вывод о том, что люди с ограничениями здоровья выступают инициаторами и организаторами актуальных направлений деятельности, способствующей активной поддержке людей с инвалидностью в процессе их непрерывного образования.

Авторы: Лебедева С. С., Кудрявцева М. Е.

Направление: Социология

Ключевые слова: лица с инвалидностью, профессиональная деятельность, непрерывное образование, инклюзия, инклюзивный социум, научно-практические конференции


Открыть полный текст статьи