Виды и функции повторов в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта
Введение. Вопросы авторского идиостиля, средств и способов построения индивидуальной авторской художественной картины мира всегда находились в фокусе внимания исследователей. Объектом рассмотрения данной статьи являются рассказы Г. Ф. Лавкрафта, относимые к литературе ужасов. Предметом исследования выступает повтор, играющий в художественном тексте особую роль как средство художественной экспрессии. Актуальность проводимого исследования связана с интересом к рассмотрению функциональных аспектов художественного текста в целом и к творчеству Г. Ф. Лавкрафта в частности, поскольку жанр литературы ужасов является одним из самых востребованных в современном обществе. Цель данного исследования – выявление наиболее продуктивных видов повторов и их прагматических функций в рассказах этого автора. Методология и источники. Основным выступает метод функционально-стилистического анализа повторов, дополненный квантитативным методом. Материалом исследования послужили следующие произведения Лавкрафта: «Dagon», «Beyond the Wall of Sleep», «The Music of Erich Zann», «The Other Gods», «The Hound», «The Rats in the Walls», «The Call of Cthulhu», «The Descendant», «The Dunwich Horror». Результаты и обсуждение. Повтор является значимым элементов идиостиля Г. Ф. Лавкрафта. В анализируемых произведениях повторы представлены в различных вариантах: простые дословные повторы (контактные и дистанционные), повторы-подхваты, кольцевые повторы, синонимические, синтаксические (лексико-синтаксический параллелизм). Лексико-семантический анализ повторов показал, что наиболее частотными единицами в рассказах Г. Ф. Лавкрафта являются такие лексемы, как «old» (125), «night» (95), «great» (85), «strange» (62), «gods» (48), «horror» (48). Их повторяемость обусловлена желанием автора создать чувство «космического страха», выделить темы древнего и скрытого зла с «божественными» силами. Функциональный анализ показал, что чаще всего повторы используются для выделения наиболее важных элементов текста (прагматическое фокусирование), передачи эмоциональных состояний героев, создания соответствующей эмоциональной атмосферы (ужаса, страха), а также ритмической организации и стилистического подражания религиозному дискурсу. Заключение. Повтор как стилистическая фигура является важным приемом прагматического фокусирования, значимым элементом авторского идиостиля Г. Ф. Лавкрафта, выступающим в различных структурных вариациях и выполняющим множество функций.
Авторы: Татаринцев Н. С.
Направление: Языкознание
Ключевые слова: лексический повтор, семантический повтор, синтаксический параллелизм, стилистический прием, стилистическая функция, Г. Ф. Лавкрафт, литература ужаса
Открыть полный текст статьи