Социодинамика цифрового капитала студентов в условиях эпидемиологического кризиса COVID-19: опыт смешанной стратегии эмпирического исследования

Введение. Социодинамика цифрового капитала студентов в условиях эпидемиологического кризиса приобрела особые характеристики. Скорость, направленность и технологии формирования цифрового капитала существенно изменились и выразились в новых содержательных признаках и характеристиках социодинамики. Методология и источники. Использован интегративный подход к изучению и анализу социодинамики цифрового капитала, складывающийся из совокупности теоретико-методологических позиций изучения цифрового капитала, предложенных исследователями ранее. Представлен подход к социологической интерпретации понятия цифрового капитала, отличающийся системностью и интегративными характеристиками. На сформированной теоретико-методологической платформе построена методика эмпирического исследования. Результаты и обсуждение. Обобщены методологические подходы к определению цифрового капитала как объекта исследования. Показаны противоречия и фрагментарность в толковании цифрового капитала в частных исследованиях и актуальность социологического осмысления сущности цифрового капитала. Эмпирически подтверждены тенденции и тренды социодинамики цифрового капитала в период пандемии. Заключение. В статье представлены некоторые тренды социодинамики цифрового капитала студентов в условиях пандемии: во-первых, стимулирующая роль пандемии в освоении цифровых компетенций; во-вторых, изменения направленности освоения цифровых компетенций; в-третьих, анализ активности и интенсивности изменений цифровых компетенций; в-четвертых, активизация освоения цифровых технологий, связанных с социальными аспектами взаимодействия в условиях локдауна.

Авторы: Дерюгин П. П., Баннова О. С., Камышина Е. А., Ярмак В. Е., Салфетник К. Е.

Направление: Социология

Ключевые слова: социодинамика, цифровой капитал, преимущества цифровизации, социальные проблемы цифровизации


Открыть полный текст статьи