Лингводидактические и социокультурные аспекты формирования межнациональных отношений при организации внеаудиторной работы в неязыковом вузе

Введение. Целью исследования является рассмотрение дидактических, лингвистических и социокультурных подходов в процессе организации внеаудиторной работы на иностранном языке в неязыковом вузе на примере проведения творческого конкурса, посвященного Международному дню родного языка. Актуальность работы обуславливается повышением значимости формирования уважения и толерантности к языковому и культурному разнообразию, существующему в мире на сегодняшний день. Новизна исследования состоит в том, что в статье доказана эффективность и востребованность предложенной формы внеаудиторной работы. Методология и источники. В работе исследуются труды Т. Н. Кондратьевой, О. Г. Стародубцевой, Т. Г. Стефаненко и других ученых по этнопедагогике и интернационализации процесса обучения в вузе. С позиций лингводидактики и социологии культуры анализируются работы, представленные студентами на конкурс «Международный день родного языка», проведенный в Санкт-Петербургском государственном химико-фармацевтическом университете в феврале 2021 г. Результаты и обсуждение. Показана роль мероприятия в процессе формирования у учащихся социокультурных компетенций. Представленные на конкурс творческие работы продемонстрировали большой интерес студентов к родному языку, желание поделиться богатством и разнообразием национального языка и культуры, творчески подойти к процессу представления красоты, истории и особенностей языка. Отмечается, что решение практических задач конкурса приводит к развитию таких мягких навыков, как умение работать в команде, выступать с презентациями. Планируется сделать конкурс ежегодным и привлекать участников из других вузов нашей страны, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Заключение. Можно сделать выводы о том, что обращение к национальному языку способствовало повышению мотивации к изучению иностранного языка, а использование цифровых технологий и социальных сетей позволило актуальными для молодого поколения средствами представить важность формирования позитивных межнациональных отношений.

Авторы: Петрова М. В., Рожков Г. А.

Направление: Языкознание

Ключевые слова: межнациональное общение, социокультурные компетенции, лингводидактика, внеаудиторная работа, творческий конкурс, национальная культура


Открыть полный текст статьи