Парадигма смарт-образования: ожидаемые результаты и реальный опыт студентов

Введение. В статье рассматривается переход высшей школы к парадигме смарт-образования. Представляются результаты социологического исследования, цель которого заключалась в сопоставлении реального опыта онлайн-обучения студентов с ожидаемыми результатами от воплощения в жизнь принципов новой цифровой образовательной парадигмы. Методология и источники. В качестве методологической рамки исследования использовались принципы экономики высшего образования, институциональной традиции социологии высшего образования, а также теория социальных представлений. Результаты и обсуждение. Представлены результаты мониторинга удовлетворенности и самооценки опыта онлайн-обучения студентов одного из ведущих технических университетов России. Авторами статьи выявлены интерес и в целом положительное отношение студентов вне зависимости от наличия или отсутствия у них соответствующего образовательного опыта в онлайн-обучении. Вместе с тем остается открытым вопрос, осуществляется ли на современном этапе цифровизации высшего образования его переход к принципам смарт-парадигмы. Заключение. Во-первых, пока нет достаточных данных о существенном повышении эффективности образовательной деятельности. Можно зафиксировать лишь рост удовлетворенности студентов своей успеваемостью. Во-вторых, наблюдается проблема самоорганизации системы. Наконец, неясна степень готовности студентов, прошедших онлайн-обучение, к самостоятельному продуцированию знания и решению нестандартных задач. Скорее наоборот, чем сложнее становится осваиваемая профессиональная дисциплина, тем больше обучающиеся нуждаются в помощи преподавателя. Наиболее функциональным вариантом обучения студенты, особенно старших курсов обоих уровней образования, признают гибридные форматы.

Авторы: Строгецкая Е. В., Бетигер И. Б.

Направление: Социология

Ключевые слова: социология высшего образования, смарт-образование, образовательная среда университета, онлайн-обучение в вузе, социальная эффективность образования, социальные представления студентов о цифровом образовании


Открыть полный текст статьи