Цифровой этикет и его специфика: философско-методологический аспект
Введение. Цифровой этикет – это новый вид этикета, определяющий правила поведенческой культуры в цифровой среде сети Интернет. Показано, что цифровой этикет представляет собой не только новый вид коммуникативного взаимодействия, но и один из новых социокультурных феноменов цифровой цивилизации, а также современное конвергентное знание теоретико-прикладного характера, которое формируется на стыке гуманитарного и технологического знания и в настоящее время находится в процессе своего оформления. Методология и источники. Работа базируется на применении методологии историко-философского, культурфилософского, аксиологического и междисциплинарного подходов к рассмотрению цифрового этикета как нового коммуникативного феномена новой реальности. В качестве источниковедческой базы использованы работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные этикетной тематике в цифровой и нецифровой среде, а также современные научные исследования, посвященные цифровым коммуникациям, включая цифровую гуманитаристику. Результаты и обсуждение. На основе представленного в статье анализа к определению этикета и как явления, и как понятия, его сущностных признаков и отличительных характеристик выявляются специфические особенности цифрового этикета, включая ценностные установки, которые детерминированы свойствами Сети третьего поколения (в частности, такими как Digital- и Phygital-взаимодействие, актуализация репутационной составляющей поведенческой культуры в сети Интернет, персонализация брендинга и др.), в целом обозначившие междисциплинарный характер нового этикета и общую тенденцию его развития как цифрового гуманитарного знания. Заключение. В современных реалиях актуализируются роль и значение поведенческой культуры пользователей Сети персонального и корпоративного уровней. Однако в первую очередь это касается представителей молодого поколения – поколения Z, кото-рое определило персональную свободу как главную ценность своего бытия в социуме. В связи с этим во всей образовательной системе объективируется роль воспитательной компоненты, включая ее этикетную составляющую. В частности, в рамках высшей школы обучение цифровому этикету – это обучение цифровому гуманитарному знанию, которое представляет собой единство образовательного и воспитательного процессов в формировании поведенческой культуры, отражающей вызовы новой эпохи.
Авторы: Мамина Р. И., Почебут С. Н.
Направление: Философия
Ключевые слова: этикет, ценности, Нетикет, цифровой этикет, репутация, бренд, цифровые гуманитарные науки
Открыть полный текст статьи