Мониторинг административных аккаунтов, регулирующих туристическую деятельность в России (на примере сети «ВКонтакте»)

Введение. В данной публикации приведены результаты социологического мониторинга эффективности ведения официальных аккаунтов органами государственной власти. В 2020 г. пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 вынудила большинство предприятий и организаций перенести свою деятельность в онлайн. Для организаций, работающих с различными группами общественности, представительство в digital-пространстве – насущная необходимость. Поскольку в сложившихся условиях способность к быстрой перестройке форматов коммуникационной активности стала определяющей, социальные сети оказываются ключевым деловым ресурсом. Вместе с тем стало очевидно, что государственные органы, в привычных обстоятельствах реагирующие более реактивно, чем коммерческие структуры и НКО, не показали той же эффективности в интернет-коммуникациях. Исследовательская задача – сбор информации о деятельности федеральных и региональных органов, отвечающих за развитие и управление туристической отраслью, в официальных представительствах в онлайн-пространстве. Туристическая сфера выбрана для исследования как наиболее пострадавшая от пандемии, с одной стороны, и как драйвер экономики в ситуации всеобщего кризиса, с другой. Методология и источники. Методологическая рамка исследования – структурно-функциональный подход. Предмет анализа – коммуникационная активность официальных аккаунтов органов, занимающихся регулированием туристической отрасли в столице и регионах в социальной сети «ВКонтакте» (как наиболее популярной в России). По 15 параметрам онлайн-активности проанализировано 249 публикаций, размещенных в группах 11 субъектов РФ за две недели 2020 г. Результаты и обсуждение. Мониторинг официальных аккаунтов показал значительный разброс численности подписчиков – от нескольких сотен до десятков тысяч человек. В двух аккаунтах в исследуемые периоды полностью отсутствовал контент. В остальных группах нет единого подхода к публикационной активности, а именно разная степень периодичности публикаций, а также различный формат подачи материала. По количественным характеристикам и степени вовлеченности аудитории большую активность демонстрирует группа Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, по качеству подготовки и подачи контента, виральности постов (и по высокой степени негативной обратной связи) – аккаунт Федерального агентства по туризму (Ростуризма). В публикации приведена сводная таблица данных. Заключение. Исследование показало, что ситуация, сложившаяся на фоне пандемии, оказала существенное влияние на коммуникационную активность изучаемых административных структур. Ряд организаций, имея изначально большую аудиторию подписчиков, либо не обновляли контент, либо делали это нерегулярно. Выявлены организации, которые не учитывают интересы аудитории, демонстрируют формальный подход к ведению страниц. Таким образом, можно утверждать, что такой важнейший коммуникационный ресурс, как социальные сети, большинство административных органов сферы управления туристической деятельностью использует неэффективно.

Авторы: Чугунова А. А., Писарева А. Н.

Направление: Социология

Ключевые слова: туризм, политическая власть, социальные сети, современные коммуникации, медиакоммуникации


Открыть полный текст статьи