Пространство бытования образа. Что общего у Интернета, античного города и средневекового храма?

Введение. В статье обращено внимание к анализу различных исторических примеров символических пространств – пространств бытования образа, – чтобы рассмотреть, как устроены в них системы репрезентации и как они задают тон сложному процессу создания образа человека. Автор не полагает образ сознательным конструктом, полностью зависящим от этой внешней системы, но считает важным рассмотреть ее для более глубокого понимания всех сложных и взаимосвязанных процессов. Приводятся теоретические основания для легитимного сравнения практик репрезентации в Интернете и соци-альных сетях с практиками прошлого, которые разворачивались в специфических, семиотически нагруженных топосах: египетских гробницах, античном городе, средневековом храме и новоевропейском тексте. Методология и источники. Теоретическая основа исследования находится на соприкосновении ряда подходов к анализу образа и образных систем: репрезентационистской, феноменологической, философско-антропологической, постструктуралистской. В качестве источников информации по отдельным пространствам репрезентации прошлого автор использует признанные исторические, культурологические и искусствоведческие исследования по соответствующим эпохам (B. Manley, М. Бирд, Д. Ю. Дорофеев, Р. В. Светлов, С. Зотов, М. Майзульс, М. Фуко и др.). Автор опирается на подробные описания публичных пространств, выделяет и сравнивает их характерные черты. Результаты и обсуждение. Рассмотрев основные черты ряда символических пространств прошлого, автор показывает, как они неизбежно влияют на процесс построения образа, создавая саму систему репрезентации. В этом смысле и «город» и «текст» представлены в статье именно как концепты, смысловые поля и структуры, а не физические объекты. Автор приходит к выводу, что часто декларируемая новизна современных процессов символического обмена в Интернете может быть поставлена под сомнение. Полифоничность, высокое значение визуального компонента, адресация сообщений один ко многим и многие ко многим, активное использование «готовых» маркеров и символических «заготовок», иконичность используемых знаков – эти черты современной коммуникации в интернет-пространстве кажутся новыми лишь по сравнению с коммуникацией в рамках новоевропейского текста, тогда как и к античному городу, и к средневековому храму эти черты вполне применимы. Заключение. Автор показывает сильное сходство современного Интернета именно с античным городом и средневековым храмом, в то время, как текст Нового времени сильно отличается от них, что и создает «новизну» актуальной ситуации. Это не снижает интереса к современным практикам репрезентации, поскольку их специфичность совсем не обязательно должна выстраиваться через позицию новшества, ценную в культуре Нового времени.

Авторы: Васильева М. А.

Направление: Философия

Ключевые слова: Образ, пространство бытования образа, символическое пространство, репрезентация, античный город, храм, текст, Интернет


Открыть полный текст статьи