Научная иллюстрация: от информационного сопровождения к культуре участия

Введение. Визуализация научного знания, насчитывающая уже не одно столетие, для каждого нового поколения ученых продолжает оставаться темой остроактуальной. Это связано с постоянно изменяющимися техническими и технологическими средствами презентации научных данных, а также с изменением самого коммуникативного пространства науки. Современная научная жизнь и деятельность ученых находятся постоянно в зоне острого конфликта между сохранением свойственных науке принципов элитарности, герметичности, исключительности и столь же необходимых для ее существования принципов открытости, общедоступности, массовизации. Анализ места и роли визуализации научного знания, на наш взгляд, позволяет обнаружить ресурсы и модели управления указанным конфликтом в сфере научной коммуникации. Цель исследования – раскрыть возможности научной иллюстрации в снятии противоречий между рациональным и образно-художественными формами, что приобретает особое значение для решения задачи популяризации науки в современном обществе. Методология и источники. Методологическими принципами исследования стали культурологический подход при описании этапов развития научной иллюстрации, а также методы сравнительного, типологического, контекстуального анализа. Для написания работы мы использовали источники, позволявшие анализировать историю становления и современное состояние научной иллюстрации, а также видовое разнообразие визуализации научного знания (работы Аши Ребекки Зуриты, Мартина Кемпа и Дерека Дж. Росса). Информационными источниками стали исследования Science Art в контексте решения задач популяризации научного знания и массовизации науки, проведенные А. Резниковой и Л. Архиповой. Результаты и обсуждение. В предлагаемой статье научная иллюстрация рассматривается как визуальная практика, нацеленная на преодоление границ между наукой, искусством и образованием. Рассматриваются четыре принципиально различных периода эволюции научной иллюстрации: иллюстрация как инструмент работы с информацией, труднодоступной для человеческого глаза (изначально в интересах медицины); с появлением и развитием фотографии – дрейф научной иллюстрации в направлении изобразительного искусства при возрастающем значении художника (рисующего), а не предмета изображения; с усложнением видового разнообразия визуальной репрезентации научной информации – стимулирование образной составляющей в поиске и представ-лении научного знания как специфическая задача научной иллюстрации; научная иллюстрация как необходимая составляющая процесса конвергенции научно-познавательных и художественно-изобразительных приемов в научной коммуникации. Заключение. В XXI в. научные иллюстрации представляют собой технологические продукты, создаваемыми совместно учеными, художниками, их прямыми заказчиками и обществом в целом. Представляя собой один из видов визуализации научного знания, научная иллюстрация выполняет свойственные только ей образовательные и коммуникативные функции. Либерализация инструментов работы с изображениями, развитие образовательных комиксов, визуализация информации и визуализация данных, а также появление движения SciArt – все эти факторы делают актуальной проблему профессиональной самоидентификации научных иллюстраторов.

Авторы: Лисовский Д.К.

Направление: Социология

Ключевые слова: научная иллюстрация, иллюстрация, культура участия, научная коммуникация.


Открыть полный текст статьи