Сетевая диагностика стратегий идентификации в организации: методика и опыт пилотажного исследования

Введение. Диагностика стратегий идентификации в социальных организациях не теряет своей актуальности уже много десятков лет. В современных условиях обсуждение и развитие методологии и методов прикладной диагностики стратегий идентификации получает новое направление развития благодаря разработкам теории и практики сетевых методов. Обусловлено это тем обстоятельством, что в сетевом обществе одновременно развиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, глобализация, которая интегрирует ценности людей самых разных социальных образований, а с другой стороны – дифференциация, разделяющая общество на множество социальных групп – социальных сетей; тем самым порождается множество стратегий идентификации. В этих условиях сетевая диагностика стратегий идентификации в организациях имеет ряд преимуществ перед традиционными технологиями диагностики. Цель настоящей статьи заключается в разработке методологических принципов и технологии построения сетевой диагностики успешности идентификации, основанной на обращении к ценностям как к индикаторам, раскрывающим стратегию идентификации. В теоретическом отношении задача статьи заключается в обобщении методологических принципов исследования успешности и видов стратегий идентификации. В прикладном отношении задача статьи заключается в проведении эмпирического исследования различных стратегий идентификации и обсуждении полученных результатов. Методология и источники. Методология исследования сетевой диагностики стратегий идентификации в социальных организациях формируется из совокупности теоретических принципов и методических процедур, объединяющих достоинства ряда социологических теорий: во-первых, теорий, которые рассматривают идентификацию в качестве объекта непосредственного исследования (Э. Эриксон, И. Гофман, П. Лазарсфельд, Е. Б. Шестопал, Н. А. Шматко, В. А. Ядов); во-вторых, теорий, где показана роль и важность стратегий идентификации, влияющей на успешность достижения идентичности (М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бурдье, Т. Лукман); в-третьих, теорий, в которых показаны методологические принципы и подходы к формированию технологий сетевой диагностики стратегий идентификации (Я. Морено, М. Кастельс, Р. Коллинз, В. В. Радаев, Г. В. Градосельская). Результаты и обсуждение. Сетевая диагностика стратегий идентификации выстраивается как совокупность принципов и технологий исследования, направленных на сбор и анализ информации о целях, средствах и результатах освоения членами социальных групп образцов поведения и подражания. Ее объектом выступает социальный механизм определения направленности и использования средств освоения эталонов, присвоения этих эталонов и формирования установок поведения, которые приобщают и включают личность в социальные группы, достижение на этой основе объединяюще-общего, позволяющего соотносить, сравнивать и объединяться с группами – достигать идентичности. Сетевая диагностика нацелена на изучение ценностей, предполагает изучение стратегий идентификации как процесса, который может быть организован по-разному. В самом общем смысле эти стратегии формируются как осознаваемые или неосознанные эталоны, цели и действия, приводящие к результату – достижению идентичности. Стратегии идентификации в социальной организации могут отличаться по направленности от стратегий идентификации, провозглашенных организациями, в рамках которых складываются, например, малые группы. Эти стратегии также могут отличаться по целям и эталонам от целей и эталонов больших социальных групп. Заключение. В статье рассмотрены теоретические основания конструирования сетевой диагностики стратегий идентификации в организации, а также проанализирован эмпи-рический опыт применения такой методики. Сетевая диагностика идентификации обладает рядом преимуществ изучения эталонов единства, что позволяет целенаправленно и планово изучать успешность идентификации в социальных организациях.

Авторы: Дерюгин П.П., Панов С.В., Курапов С.В., И Ши, Камышина Е.А.

Направление: Социология

Ключевые слова: сетевая диагностика, ценности, идентификация, эталоны, стратегии идентификации.


Открыть полный текст статьи