Стратегии создания образа изобретателя в научно-популярном дискурсе

Введение. Настоящее исследование посвящено выявлению специфики языковой репрезентации образа изобретателя в англоязычном научно-популярном дискурсе и содержит описание механизмов использования стратегии создания имиджа и стратегии солидаризации. Актуальность статьи обусловлена всевозрастающим интересом общественности к научным знаниям в эпоху технического прогресса и общим развитием научно-популярного направления, а очевидная значимость человеческого фактора в презентации изобретения именно с позиции его создателя указывает не только на возможность неоднозначной интерпретации научной новости, но и определяет общую антропоцентричность медийных материалов данной направленности. Анализируя языковые способы представления научно-технических достижений в тексте и общие стратегии создания образа ученого, авторы статьи таким образом выявляют типичные медийные характеристики современного изобретателя. Особое внимание авторы акцентируют на таких интегративных характеристиках научно-популярного дискурса, как авторитетность и состязательность. Методология и источники. Исследование проводилось на материале англоязычных научно-популярных интернет-изданий технического профиля – Popular Mechanics, Mit News Education, Science Daily, Interesting Engineering, SciTechDaily. Для отбора текстов при-менялся метод сплошной выборки, который позволил представить наиболее типичные и вместе с тем интересные случаи презентации изобретения и самопрезентации изобретателя. Работа выполнена в рамках дискурсивного подхода. Основная методология исследования языковой специфики актуализации стратегии создания имиджа и стратегии солидаризации включала в себя метод семантического анализа, метод семантико-стилистического анализа, элементы коммуникативно-прагматического метода. Результаты и обсуждение. Стратегия формирования имиджа и стратегия солидаризации актуализируются в научно-популярном дискурсе на лексико-грамматическом и синтаксическом уровнях и предполагают обращение к стилистическим приемам. Каждая из вышеупомянутых стратегий соответствует одному из двух типов научно-популярных текстов об открытиях и изобретениях. В первом случае речь идет о самопрезентации изобретателя, которая имеет свою языковую специфику. Во втором случае представление изобретения, дополненное комментариями о его создателе, осуществляется науч-ной общественностью и носит преимущественно профессионально оценивающий характер, что также выражено на уровне языка и доступно изучению. Важным результатом проведенного исследования стал вывод о многоликости медийного образа современного изобретателя, что позволяет говорить о тенденции формирования реалистичного образа ученого. Заключение. Изучение специфики языкового представления изобретателя дает возможность понимания глубокой антропоцентрической природы самого изобретения, поскольку последнее неотделимо от изобретателя, являясь результатом его научной деятельности и профессиональных амбиций, а также условием личностного роста. Методология проведенного анализа может быть применима не только к дальнейшим исследованиям статуса ученого, но и к подобным исследованиям на материале другого профиля для анализа языковой репрезентации создающего субъекта во взаимосвязи с его произведением.

Авторы: Рамантова О.В., Степанова Н.В.

Направление: Языкознание

Ключевые слова: антропоцентризм научно-популярного текста, научно-популярный дискурс, образ изобретателя, стратегия создания имиджа, стратегия солидаризации, эгоцентризм.


Открыть полный текст статьи