Эволюция политических симулякров в цифровом обществе (на примере «фейк-ньюс» и «постправды»)

Введение. В статье рассматривается эволюция «фейк-ньюс» и «постправды» в условиях цифрового общества, которые можно квалифицировать в качестве симулякров виртуального пространства. Авторами сформулирована гипотеза о том, что раскрытие особенностей социальной эволюции «фейк-ньюс» и «постправды» как политических симулякров представляется возможным на основе мультипарадигмального подхода, объединяющего объясняющий потенциал социологии коммуникации, политической социологии, системного, интеракционистского подхода, концепций культивации и повестки дня. Методология и источники. Методологическим основанием выступает мультипара-дигмальный подход к исследованию «фейк-ньюс» и «постправды» как симулякров виртуального пространства, распространяемых преимущественно во «всемирной паутине» в форме заведомо ложных или искажающих истинное положение вещей сообщений, мемов, постов, репостов, твитов, ретвитов, троллинга и др., позволяющий объединить эвристические возможности системно-социологического и ин-теракционистского подходов, теории коммуникативного действия, концепций куль-тивации и повестки дня. Результаты и обсуждение. Обосновывается авторское положение о том, что «фейк-ньюс» как информационная единица преимущественно политико-коммуникативного пространства является закономерным продуктом развития цифровизации, возникаю-щим на почве «постправды». Делается вывод о том, что сегодня массовый характер приобрело конструирование политических новостных фейков с целью практического воздействия на поведение бизнесменов, общественных деятелей, политических лидеров и др., а также оказания влияния на реальные социально-экономические процессы и политико-правовую сферу в глобальном масштабе. Рассматривается проблема веры «фальшивым новостям», изучение которой на основе мультипарадигмальной методо-логии позволяет раскрыть ее должным образом и найти возможные пути решения. Заключение. Рассмотрение эволюции «фейк-ньюс» и «постправды» в цифровом обществе показало, что они действительно выступают в качестве определенных по-литических симулякров виртуального пространства. При этом активно используются манипулятивные технологии, «внушающие через глаза и уши» некритическое вос-приятие навязываемых сообщений, установок и ценностных ориентаций. «Фейк-ньюс» и «постправда» представляют собой угрозу для общества в целом, создают «помехи» для их изучения и затрудняют коммуникативное взаимодействие, подменяя реальные социально-политические коммуникации и осязаемые политические действия их имитацией в виртуальном пространстве, или, например, в качестве политически удобной правды формируют в политико-коммуникативной практике некий синтетический симулякр, в котором соединяются PR-шоу и медиаманипуляции.

Авторы: Милецкий В. П., Никифорова О. А.

Направление: Социология

Ключевые слова: «фейк-ньюс», фейковые новости, «постправда», симулякры, информационные единицы, политико-коммуникативное пространство, цифровое общество, «фейкосоздатели», «фейкометатели», юзеры, боты, кибер-консьюмеристы.


Открыть полный текст статьи