Сторителлинг политических лидеров как инструмент символической политики

Введение. В статье раcсмотрены попытки политических лидеров различных типов выстраивать политические коммуникации в условиях новой социальной реальности – в сети Интернет. В качестве материала исследования были взяты элементы сторителлинга трех лидеров в социальных сетях периода первых попыток создания элементов символической политики. В процессе анализа этой наррации авторы задавались вопросом: насколько связан традиционный образ конкретного политического лидера с его отражением в социальных сетях? Актуальность авторского подхода заключается в анализе сторителлинга как инструмента формирования символической политики и социальной реальности. Политические лидеры перешли в виртуальную среду вслед за своими целевыми аудиториями. Методология и источники. Методологическая основа работы – верификация на практическом материале социально-философских концептов и моделей политических аналитиков, культурологов, социологов (П. Штомпки, В. А. Ядова, О. Ю. Малиновой, Г. Л. Тульчинского и др.). В статье используются нарративы, полученные из социальных сетей с открытым доступом. Для выяснения формирования социальной реальности был проведен сравнительный анализ нарративов публичных лидеров в части создания пространства символической политики. Результаты и обсуждение. Верифицированы теоретические модели, описывающие поведенческие паттерны политических лидеров в информационном обществе. В со-временном информационном обществе основное внимание переносится в социальные сети, где и проводят свое время целевые аудитории. Политические лидеры следуют за своей целевой аудиторией, по-разному проявляя присутствие в социальных сетях, как количественное, так и качественное. В результате проведенного исследования выяснены отличительные особенности сторителлинга публичных политиков, сходство и различия в технологиях создания образа лидера в массовом сознании аудитории, сходство и отличия имиджа политического лидера, складывающегося в традиционных СМИ и в Интернете. Заключение. В 2018 г. наблюдается феномен вхождения в пространство социальных сетей политиков с целью событийного формирования элементов символической по-литики. В процессе исследования сторителлинга как процесса формирования публичных коммуникаций определены роли источников, акторов. В современном цифровом обществе социальные сети играют важнейшую роль в процессах генерации социальной реальности. Механизмы формирования нарративов, возможно, потребуют дополнительного исследования, но уже сейчас можно определить их влияние на политическую, социально-культурную и деловую среду.

Авторы: Герасимов С. В., Терещенко П. А.

Направление: Философия

Ключевые слова: специальные события, символическая политика, публичная коммуникация, событийное конструирование, нарратология, социальная реальность, сторителлинг


Открыть полный текст статьи