Тенденции и особенности образовательной миграции в современной России

Введение. Современное образовательное пространство в условиях приближения VI технологического уклада трансформируется под влиянием многих факторов. Опре-деляющими из них являются технологические прорывы, качественно изменяющие образовательные практики. Глобализация рынка образовательных услуг, развиваю-щееся экономическое неравенство и неравные возможности в разных регионах за-ставляют людей мигрировать в поисках оптимальных образовательных условий. В свою очередь образовательная миграция все более превращается в экономический механизм извлечения прибыли и становится для региональных образовательных систем своеобразным индикатором их конкурентоспособности. Изучение процессов образовательной миграции становится актуальным. В статье анализируются совре-менные тенденции и особенности образовательной миграции в России. Методология и источники. Методологическую основу работы составляет междисци-плинарный подход. Ряд установок представлен в рамках социокультурного и деятель-ностного подходов (Н. Ю. Харари, Дж. Найт), экономического пласта рассмотрения про-блематики, связанной с теорией миграционных процессов (Э. Г. Равенштейн, Э. Ли, М. Пиоре, И. Валлерстайн), исследованиях российских экономистов, политологов и со-циологов (А. Н. Джуринский, И. В. Ивахнюк и др.). Результаты и обсуждение. История формирования национального академического капитала показывает, что сегодня интернационализация является ведущим трендом в его развитии, наряду с экономической, технологической и интеллектуальной со-ставляющими. Это означает, что образовательная миграция как часть процесса ин-тернационализации становится показателем конкурентоспособности региональных образовательных систем. Общая тенденция прослеживается достаточно четко: чем выше качество предоставляемых образовательных услуг и комфортнее экосистема образовательного пространства, тем актуальнее вектор миграции в данный регион. Этот тренд только начали исследовать в России. Но уже очевидно, что состояние ре-гионального образовательного пространства страны имеет явно «перекошенный» характер, а проводимая государственная образовательная политика, далеко не всегда способствуют его оптимизации. Заключение. Для реализации позитивного потенциала образовательной миграции и преодолению ее негативных последствий необходимо: проведение многофакторного анализа процессов миграции, не только на уровне отдельных вузов и регионов, но и в общероссийском масштабе; формирование такой экосистемы образования в регионах, которая позволила бы сократить разрыв между «центром и регионами», а также между «вузами-лидерами» и «вузами другой весовой категории».

Авторы: Черных C. И., Изгарская А. А.

Направление: Философия

Ключевые слова: философия образования, образовательная миграция, экосистема образования, образовательная мотивация, образовательная конъюнктура


Открыть полный текст статьи