Современная городская культура: город для человека или против него?
Введение. В статье предпринята попытка найти ответы на вопросы: удастся ли сохранить культурно-историческое лицо города или оно исчезнет под натиском передовых достижений цивилизации; существует ли городское пространство для человека разумного, достигшего технологических высот, или направлено против него; каковы онтологические основания со-временного города? Актуальность авторского подхода заключается в анализе концепта го-рода как урбогенной пространственно-временной макромодели, которая не только развивается под влиянием жителей, но и определяет их мировосприятие и поведение. Методология и источники. Методологическая основа работы – культурфилософcкий анализ концепта современного города в работах отечественных и зарубежных социологов, этологов, урбоэкологов, философов, антропологов, искусствоведов (В. Г. Ильин, Р. Парк, Л. Уэрт, Е. Гороховская, И. А. Литвенкова, В. И. Матис, Г. Зиммель, Э. Фромм, Э. Т. Холл, М. И. Мильчик, W. James, J.-P. Ferrier, J.-A. Guieysse, T. Rebour, H. W. Zorbaugh и др.). Используются данные демографической статистики, позволяющие осмыслить вопросы депопуляции, миграции, полиэтничности горожан. Результаты и обсуждение. В современной культуре гипертрофированы первоначальные функции города как источника защиты и комфорта, происходит его переориентация на максимальное удобство и независимость индивидов. В результате городская среда оформляется, подстраиваясь под задачи, выдвигаемые обществом. Теряется лицо города, сложившееся исторически. Это ставит под угрозу не только богатое культурное наследие городов, но и подлинность существования самого человека. Онтологическое основание современного концепта города определяется рядом урбанистических признаков: мультикультурность, полиэтничность, презентативность (имидж города), поверхностность контактов, стихийность за-стройки, размытость границ. Они не только составляют текст современной городской куль-туры, но и формируют макромодель социума. Таким образом, результатом исследования является осмысление противоречий современно-го города, обеспечивающего для человека максимально комфортную потребительскую сре-ду и в то же время направленного против него. Заключение. Сделан вывод, что в сложившейся экологической, демографической и экономической ситуации наиболее остро стоит вопрос осмысления роли современной городской культуры в поиске баланса техногенного и информационного развития цивилизации с природой, исторического и культурного содержания города – с его имиджем, массового потребления – с самобытным проявлением. Авторы полагают, что только от самого человека зависит, будет ли городское пространство существовать для него или против него.
Авторы: О. В. Киреева, М. Н. Веселова
Направление: Философия
Ключевые слова: город, мегаполис, концепт города, имидж города, современная городская культура, урбанистическое пространство, города России, философия культуры.
Открыть полный текст статьи