Интернационализация науки и образования как глобальный процесс: миросистемный подход

Введение. За последние 20 лет изменился масштаб и характер образовательной ми-грации, изменились ее механизмы, усовершенствовалась управленческая координация. Появление и развитие онлайн-образовательных платформ изменили общую картину и образовательной миграции, заставив исследователей возвратиться к анализу онтологических и теоретико-методологических оснований исследования образовательной миграции как интернационального и регионального феноменов. На сегодняшний день существует потребность в выборе теоретико-методологических оснований для объяснения проблем, возникших у российской науки и системы образования в процессе интернационализации. Авторы решают задачу анализа и синтеза таких необходимых оснований для последующего исследования образовательной миграции, ее форм и последствий, в том числе и для российского общества. Методология и источники. В качестве методологической основы использованы теоретические конструкции миросистемного подхода (И. Валлерстайн). Также авторы используют идеи М. Деметера о распространении и конкуренции образцов современного образования в мире и результаты исследований Т. Шотта, изучавшего связи между научно-образовательными центрами. Авторы ставят задачу интеграции концепций миросистемного подхода и научного багажа ряда современных теорий (Дж. Найт, П. Коллиер) для постановки вопросов и последующего обсуждения ситуации, сложившейся на сегодняшний день в России. Результаты и обсуждение. Производство знаний и национальные системы образования не автономны от общей динамики миросистемы, они являются неотъемлемыми частями ее функционирования. Результатом социальных отношений «ядро–полупериферия–периферия» является неравномерность в накоплении транснационального академического капитала. М. Деметер обозначил четыре типа современных обществ, различающихся по возможностям накопления транснационального академического капитала. Научная и образовательная миграция между странами первых трех типов, как правило, носит временный характер и полезна в плане общения высококвалифицированных специалистов. Миграция одаренных людей из периферии и полупериферии в ядро часто становится эмиграцией, что ведет периферийные общества к потерям в человеческом капитале и не оправдывающим себя расходам на образование. Стратегиями преодоления неравенства в накоплении академического капитала и отрицательных последствий эмиграции для образования и науки являются создание «вторичного ядра» на основе общности языка, а также «захват» основных рычагов в сфере организации мировой науки с одновременным развитием национального производства и увеличением рынка труда. На основе полученных результатов авторы предлагают для обсуждения три вопроса о перспективах развития сложившейся ситуации в России. Во-первых, к какому из четырех типов обществ миросистемы (в соответствии с М. Деметером) следует отнести российское общество? Во-вторых, есть ли у России возможности создания «вторичного ядра» или «захвата» ведущих позиций в организации мировой науки и образования? В-третьих, есть ли в России сегодня осознанная стратегия формирования чего-то подобного «вторичному ядру»? Заключение. Авторы утверждают, что интерпретация интернационализации образования и образовательной миграции на основе миросистемного подхода открывает ряд перспектив для последующих исследований.

Авторы: А. А. Изгарская, C. И. Черных

Направление: Философия

Ключевые слова: наука, образование, образовательная миграция, интернационализация образования, миросистемный подход, человеческий капитал


Открыть полный текст статьи