Социальный портрет современного студента
Введение. Социологические исследования социального портрета студенчества - актуальная проблема науки, приобретающая в последнее время особое значение для российских условий. Обусловлено это теми обстоятельствами, которые, с одной стороны, вытекают из особых характеристик студенчества как специфической социальной группы, для которой особенно актуальны проблемы успешной социализации, а с другой, продиктованы существенной зависимостью студенческой молодежи от факторов, которые формируются в политическом, экономическом и правовом пространстве различных регионов. В условиях социальных трансформаций и турбулентности практически всегда студенческая молодежь оказывается в более сложной ситуации, чем старшие поколения. В частности, целый ряд проблем возникает вследствие расхождений и нюансов социального восприятия действительности, которые складываются у студентов, в различной степени адаптированных к местным условиям нахождения вуза. Методология и источники. Теоретический фундамент исследования составляют концепция молодежи как культурной группы, методология социологического исследования риска и социальной неопределенности, работы зарубежных и отечественных исследователей студенческой молодежи, в которых отражены различные аспекты социальной жизни студентов, в частности, итоги изучения влияния социальных факторов информационного пространства, новых феноменов молодежных субкультур и пр., что предполагает разработку новых стратегий социологического исследования социального портрета студенческой молодежи. Результаты и обсуждение. Особые проблемы социализации студентов возникают в тех регионах страны, где складываются новые правовые и политические реалии. В сравнении с другими социальными группами в таких социальных пространствах молодым людям сложнее интегрироваться, включиться в новую действительность, так как привычные механизмы социализации, сформированные ранее, уже не работают, а как реализовать себя в новом социальном пространстве, не всем еще понятно. В частности, такие противоречия отчетливо видны в крымских реалиях, в университетской среде г. Севастополя. Цель социологического исследования, проведенного Центром социологических исследований СевГУ, состояла в изучении характеристик социального портрета студенческой молодежи Севастополя, в том числе по времени пребывания на полуострове различных групп студенчества. Для этого в рамках анализа выделены две группы молодежи, отличающиеся по периоду проживания в Севастополе: «коренная» - те, кто живет в Севастополе с рождения или переехал сюда в раннем возрасте, и «новая» - те, кто переехал в Севастополь после 2014 г. Результаты исследования позволили определить стратегические жизненные цели студенческой молодежи вуза, которые можно охарактеризовать как амбициозные: открытие собственного дела, приобретение автомобиля и жилья, обеспечение материального достатка, достижение карьерных успехов и самореализации. Заключение. Большинство «коренной» молодежи и «новые» жители южной столицы России продемонстрировали отношение к Севастополю как к городу, который хочется вместе развивать. Данный факт был оценен как феномен социальной благодарности: молодое поколение, нашедшее в Севастополе возможность мирно жить и самореализовываться, связывает себя с городом, желая сделать его лучше. Проведенное исследование также подтверждает актуальность выделения среди студентов социально-демографических групп, отличающихся особенностями восприятия социальной реальности, обусловленными временем пребывания в данной социальной среде. В частности, это отмечается в более высокой степени готовности «старожилов» к практическому участию в изменениях социальной действительности - участию в общественной жизни, волонтерстве и пр.
Авторы: О. В. Ярмак, П. П. Дерюгин, В. Е. Ярмак
Направление: Социология
Ключевые слова: молодежь, жизненные цели, ценности
Открыть полный текст статьи