ДВЕ МОДЕЛИ КАТАРСИСА В КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ЕВРОПЫ

предшествующих ему исторических эпох отсутствием институализированных практик катарсиса. Такое положение дел создает трудности для представителей современной культуры, так как в отсутствие адекватных очистительных практик обостряется проблема очищения от страданий. В силу этого, приобретает особую значимость исследование существовавших в культурной традиции Европы моделей катарсиса. Материалы и методы. Методологически работа базируется на культурфилософском анализе первоисточников и исследовательской литературы. Результаты. Катарсис понимается как временное очищение субъекта от страданий за счет особого опыта исчерпания самости. Самость несет в себе негативность и ограниченность, а также продуцирует значительную часть страданий, переживаемых человеком. Автор, используя терминологию Ф. Ницше, выделяет «дионисийскую» и «аполлоническую» техники достижения катарсиса. «Дионисийская» модель предполагает преодоление самости и единение со всей совокупностью бытия в иррациональном акте экстаза. «Аполлоническая» катартическая техника, напротив, связана с аскезой и сосредоточением. Она предполагает развитие способностей к созерцанию с тем, чтобы впоследствии пресечь спонтанную активность ума и «умертвить » самость. Катартические практики рассматриваются на примере античных мистерий, неоплатонической философии и исихазма. Обсуждение. Таким образом, результатом исследования является выделение двух моделей катарсиса в культурной традиции Европы. Заключение. Будучи противоположными по методу, они совпадают по цели, каковой является достижение состояния недвойственности - отсутствия разделенности на субъект и объект по исчерпании самости. Такой опыт автор полагает предельным для человеческой экзистенции и называет его «антропологическим максимумом».

Авторы: В. А. Лапатин

Направление: Философия

Ключевые слова: катарсис, страдание, антропологический максимум, недвойственность, экстаз, аполлонизм, дионисийство, мистерии, неоплатонизм, исихазм


Открыть полный текст статьи