УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПАРАДИГМАЛЬНОГО ПОДХОДА В ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в философии образования наметился вопрос, разрешение которого требует объединения наработок трех дисциплинарных направлений: педагогики, эпистемологии и университетских исследований. Сущность вопроса заключается в потребности расширения трактовки термина «образовательная парадиг- ма» в контексте высшего образования. Предпринята попытка разрешения этой задачи через введения поня- тия «академическая парадигма» с учетом двух ключевых подходов: опирающегося на ценностную составляю- щую университетского образования и ориентированного на социальную эпистемологию. В рамках первого подхода особый интерес представляет концепция теологии образования, представители которой опирают- ся на ценностное, нравственное ядро религии, но при этом не исключают эффективный инструментарий фи- лософской методологии. Авторы, работающие в русле второго подхода, подвергают обоснованной критике распространенное в традиционной эпистемологии понимание знания как независимой переменной, что так- же представляется продуктивным для решения поставленной задачи. Завершающим элементом, позволяю- щим избежать чрезмерной теоретизации, становится принцип внимания к материальным практикам акаде- мической жизни: инструмент уже разработанный социальной философией и антропологией.

Авторы: Н. В. Токарев

Направление: Философские науки

Ключевые слова: Парадигмальный подход, университетские исследования, университет, философия образования, образовательная парадигма, академическая парадигма


Открыть полный текст статьи