НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ ПРОСВЕЩЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Поиск путей преодоления современного методологического кризиса гуманитарного знания - одна из самых насущных и актуальных исследовательских задач. Ее решение, с одной стороны, должно обеспечить прорыв гуманитаристики к новым отчетливо видимым, но пока еще не освоенным рубежам. С другой, рассматриваемый кризис настолько всесторонен, что, кажется, нет решительно никакой возможности его преодоления. Путь выхода к посткризисному этапу обнаруживается классическим способом: с постановки ясного диагноза. Уяснение его позволяет обрести опору для методологического прорыва парадоксально, в самом болезненном «нерве» кризиса. Обретенная личностью XX в. духовная свобода - понятие, хотя и попавшее в учебники, но все еще не вошедшее в категориальнопонятийный аппарат современной методологии. Детальный анализ показывает, что именно эта категория, конкретизированная рядом дефиниций, способна изменить наши представления о вариантах преодоления методологического кризиса. В этом контексте совершенно меняются взгляды и на эпоху Просвещения, чей методологический потенциал далеко не исчерпан. Более того, совершенно очевидно, что человечество оказалось перед необходимостью и неизбежностью его нового витка.

Авторы: Н. В. Голик, И. А. Извеков

Направление: Философские науки

Ключевые слова: Личность, духовная свобода, экзистенциальный переворот, сознание, динамическая система смыслов, взросление человечества, Просвещение


Открыть полный текст статьи